Когда я допишу свою многострадальную книгу, эта глава будет называться «Проклятие старого маяка снято»
Если вы видите это фото, значит, у нас все получилось в этот раз. Фото как лучший спойлер этого рассказа-воспоминания в прошлое.
Я достаю из рукава свою главную карту с этой поездки. Хотя вру, у меня в рукаве с десяток крутых карт, но эта – самая главная. Как будто в самом начале игры сходить с козырного туза.
Я никогда не рассказывал особо про первую поездку на Сахалин три года назад. Наверное, потому что она осталась незаконченной. То есть мы, конечно, вернулись домой, но на острове осталось одно дело, которое мы не сделали. Не съели так сказать вишенку с торта под названием Сахалин. Речь идет про заброшенный маяк Анива, который находится на самом краю острова среди отвесных скал и на границе двух морей.
Здесь история подобна истории с Бузлуджей. Увидел и захотел. Слишком уж яркий был бриллиант, чтобы не заиметь его в свою коллекцию. На самом деле я собрался достаточно быстро. Билеты на Сахалин лежали в верхнем ящике моего стола. Компания в эту поездку собралась крайне спонтанно. Я даже не помню, когда на тот момент мне удавалось так смотивировать людей скататься в края, про которые никто ничего не знал. Компания из трех человек начала покорять остров. Москва, Санкт-Петербург и Владивосток в одном маленьком Ниссане на самом большом острове России. Вот уже позади остались местные достопримечательности в виде горы Лягушки, бухты Тихой, аэродрома Смирных, Александровска-Сахалинского, Холмска с Чертовым мостом. Наша поездка медленно и верно подходила к концу. Оставалось только скататься в сторону Анивы и посетить маяк. Мне казалось, что мы были максимально готовы к этому свершению. Бросив тачку в Корсакове, мы пересели на самый удобный транспорт всея деревень, сел и городов – ПАЗик. В моей голове четко отпечаталась картина, которую я потом часто видел в своей голове между двумя поездками на Сахалин. На заднем сиденье автобуса сидел школьник, держа в руках свой портфель. За его спиной было грязное стекло, а на лице грусть и печаль этого мира. Он ежесекундно подскакивал на кочках от грунтовой дороги. Трястись предстояло часа 2. И вот мы приехали в сумеречное Новиково. Это самая ближняя населенная точка до маяка. Дальше были только 40 километров пешего похода. Хотя такой вариант нам не подходил, потому что маяк примыкает к отвесной скале. Нам нужна была лодка. Парень с Владивостока уже пытался добраться до маяка, и его попытки были неудачными, но в его лице мы получили человека, который знал местность. И вот мы уже ставим палатку в здании заброшенной столовой погранзаставы, которая стояла на отдалении от деревни. За окном шумит ветер. В этот момент у меня закрадывается какое-то неприятное ощущение в душе. Я даже не уверен, что испытывал когда-то это чувство неуверенности. В этот момент главное было не заразить беспокойством своих коллег. После ужина мы легли спать. Засыпать было тяжело, чувство тревоги отгоняло сон.
Наступило утро. Быстро собравшись, мы вышли в сторону Новиково в поисках лодки. На море были крупные волны. Я старался на них даже не смотреть. Опросы местного населения убедили нас в том, что лодку найти будет крайне сложно. Почти невозможно. «Все свои моторы мы уже давно пропили!» - изрек один из старичков, которого мы встретили на пляже. Ситуация ухудшалась вместе с волнением моря.
Мы добрались до станции МЧС, где разговорились с местными работниками, которые были не против отвезти нас на маяк, но только когда погода станет лучше. «Это здесь море немного волнуется, а на маяке вообще штормит. Непогода пришла с Японии». С той самой Японии, которая годом ранее так и не смогла рассмотреть мою визу. Снова они подводят меня и меняют мои планы.
У нас оставалась только одна надежда доехать до маяка. Это рыбацкие станы. После слов МЧСника мы испытывали какое-то отчаяние. Непогода должна была стоять еще дня три. Но через 3 дня мы уже должны были улетать. У нас просто не оставалось времени. Мы начали обходить рыбаков, которые начинали сворачивать свои места стоянок до следующего лета. На нас и наши просьбы им было вот вообще все равно. Мы были чужими на их празднике жизни. К тому же они уже почти собрали все свои лодки и были готовы двигаться домой. Мы приехали слишком поздно.
Я просто стоял около Трех камней и смотрел на волны. Они бились о камни и их брызги били по лицу. Сахалин отвесил мне знатную пощечину в самом конце такой прекрасной поездки. Я знал, что я вернусь, но я не знал когда. Все-таки Сахалин – это такое место, куда не скатаешься на выходные. Наверное, этот момент истории в моей жизни был каким-то переломным. Судьба больно хлестнула разок. Она как будто проверяла меня на крепость духа.
После этого начались какие-то локальные неудачи при дальних поездках. Тюрьма Кастро на Кубе, Аризонская волна в Америке и т.д. Я старался философски относиться к этому всему, но помнил про то, что все это началось именно с Сахалина, с этого чертового японского маяка. За два года я ни разу не смотрел билеты в ту сторону. Все время я находил другие направления и, вообще, жизнь стала какой-то бешеной. Меня буквально разрывало от желания быть всегда где-то. На Сахалин совсем не оставалось времени, хотя иногда я открывал карту и смотрел на злополучную точку мыса Анива. В ноябре 2017 года я почти сорвался, найдя, наверняка, лодку, но здравый смысл возобладал.
И вот в начале 2018 года я поставил себе целью в этом году сделать этот маяк. Я не знал даже, когда запланировать этот маршрут. Знал точно, что надо сделать. Но Сахалин был уже почти изучен весь, и выделять на него много времени было бы неуместно, поэтому я решил присоединить к посещению маяка и Приморский край, который очень давно хотел искатать. Вот так и вышло, что в июне 2018 года мы полетели на Дальний Восток. С четким планом действий. С уверенностью, что все получится. Была даже договоренность с лодками. За три года я понял, что вишенка с торта должна быть снята самой первой, а не оставлена на самый конец, поэтому посещение маяка было записано в первую часть поездки. Мало ли что. И это мало ли что вдруг не сыграло злую шутку. За день до вылета с Владивостока на Сахалин прогнозы передавали дожди всю неделю, пока мы будем на острове. Дополнительным антибонусом к этому было землетрясение, которое произошло в Японии.
Предугадать погодный фактор я до сих не в силах. Перед вылетом с Владивостока я написал: «Судьба готовится нанести новый удар». Через пару часов прогнозы именно на день нашей поездки стали благоприятными. Творилось что-то неведомое. Я привез на Сахалин слишком много людей, чтобы снова все провалилось. Я никогда не смотрел так часто погоду как за три дня до водного похода на маяк. Местный таксист не добавил оптимизма, заверив, что пришел южный ветер, и на море будет стоять долгий шторм. Прогнозы менялись буквально каждые полдня. Мы собрались и выехали в Новиково. Погода стояла пасмурная, накрапывал мелкий дождь. По радио передавали сильные порывы ветра на завтрашний день, хотя прогнозы обещали солнце. Какое-то двоякое ощущение было внутри. В любое случае у нас были дни в запасе и возможность переждать погоду. Мы приехали в Новиково и даже нашли в нем жилье – неотапливаемую квартиру, хозяева которой временно уехали куда-то. Обстановка в квартире была в стиле фильмов Балабанова. До темноты успели скататься до голубых карьерных озер. Видимость была ничтожна мала, морось увеличивалась. Я не представлял каким образом это все могло разойтись до завтра . Мы вернулись в Новиково. Страшно было смотреть на море, но на удивление на нем были не такие сильные волны. Теперь главное, чтобы нам дали доступ в море завтра.
Утром я открыл глаза и увидел, как солнце упало на соседний дом. Происходило что-то невероятное. Небо было абсолютно чистым. Куда убежала вся эта мерзость? На море стоял полный штиль. Около остатков пирса люди выгружали наши лодки. В этот момент я понял, что мы сможем. И мы смогли.
Знаете, после того как ты достигаешь то, что терзало мысли и то, что так давно манило тебя, наступает спокойствие и состояние тишины в душе. Это немного расслабляет. Последние дни на Дальнем Востоке можно было расслабиться. В конце концов я перевернул очередную историческую страницу в жизни. Кажется, пора смотреть билеты на Кубу. Тюрьма Фиделя Кастро, берегись! Я снял проклятие маяка!
#yebenyastory